Персональный сайт Сапожникова Михаила Ивановича
|
|
|||||||
|
IX. Пора путешествий.
Считаю необходимым отметить, что все мои летние отпуска в период работы в институте были заняты путешествиями. Об этом следует рассказать особо. Первая памятная поездка на своих автомобилях состоялась в Карелию летом 1983 года в составе четы Горянинских, Нестеровых, Головиных: Татьяны Михайловны, прораба-строителя, Валентина Васильевича, управленца мелиорации, их дочери Марины и нас с супругой. В то время в Петрозаводске начальником 2-го отдела работал мой бывший заместитель Н.В. Щербаков. С ним по телефону мы обговорили заранее маршрут следования по Карелии и вопросы сохранности автомобилей на период плавания по Онежскому и Ладожскому озёрам. В Петрозаводске ночевать мы остановились на его даче на берегу большого красивого озера. Мы подготовили праздничный ужин из ранее пойманных им щук, устроили шумное веселье под аккордеон В.В. Головина. На даче и в её окружении кроме нас никого не было, и мы чувствовали себя совершенно раскованно. А днём на катере мы проследовали в Кижи. Осмотрели Преображенскую и Покровскую церкви, постройки 2-й половины 18 века, часовни Спаса, Михаила Архангела и другие заповедные места. На другой день по пути на город Сартавала мы остановились у чуда природы водопада Кивач. На третий день, оставив на погранпункте свои автомобили, мы из Сартавала отправились катером на остров Валаам, который известная писательница Мариэтта Шагинян назвала жемчужиной Ладоги. И действительно, нас всех заворожили неприступный кордон скал, внутренние озёра, серебристые нити каналов, пенная мощь Ладожского озера. Поэтичны и Валаамские ландшафты, столетние деревья, образующие живописные аллеи, своеобразные мосты Валаама. Необходимо заметить, что в прошлые века на голые камни острова насыпали привезённую с материка землю, и на ней разводили сады, высаживали редкие на севере деревья. В Воскресенском («Красном») ските нам отвели большую комнату, где мы жили в течение 3-х дней. Днём помимо осмотра достопримечательностей занимались рыбалкой на Ладоге. Я впервые ловил на удочку довольно-таки сильную рыбу сиг. На маленьком озерке острова мы наловили ведро окуней и во дворе скита сварили ушицу. Ну и вкусна же она была! При возвращении с Валаама издали мы видели Преображенский собор, в переоборудованных помещениях которого коротали жизнь тяжело раненые инвалиды ВОВ, не нашедшие или отказавшиеся от домашнего приюта. Пересев в Сартавала на свои автомашины, мы двинулись в обратный путь. Запомнилось маленькое происшествие. Головин В.В. после зелёной остановки в лесу забыл посадить в салон свою супругу и дочь, проехав примерно пару километров, обнаружил, что едет один. От своего же смеха он буквально вывалился из автомашины, а затем развернулся и поехал за семьёй. Мы следовали рядом, сразу же зафиксировали промашку Валентина, и затем также от души повеселились. Надо заметить, что последующие путешествия планировались заблаговременно, примерно за полгода. Нестеров Г.А., как главный руководитель, заранее связывался с туристическими фирмами северных городов, рассматривал всевозможные варианты и отбирал самый приемлемый курс, который потом утверждался на общем собрании. Подробно отрабатывался путь следования, определялся состав «экспедиции», снаряжение, запас продовольствия (в том числе спиртного), музыкальное сопровождение и т.д. При этом мы начали ориентироваться на приобретение конкретных путёвок, своевременную их оплату в целях обеспечения гарантированного выезда всех согласившихся участников. В 1984 году нами был выбран на июль, пожалуй, самый лучший маршрут: Архангельск, Соловки, турбаза на озере Сии, расположенная недалеко от родины М.В. Ломоносова. В состав туристической группы вошли: Головины с сыном и дочерью, Бородулины, Галина Александровна и Леонид Фёдорович, ответственные работники райкома и облисполкома, Нестеров Г.А. с супругой Ниной Михайловной и я с Лидией Ивановной. Во время следования через г. Ярославль на Вологду в течение суток лил непрерывный дождь. В пос. Даниловское, проезжая по находившимся под водой рытвинам, чуть было не остались без колёс. Съехать с трассы было невозможно, останавливались для приёма пищи в дорожных лесорубных беседках. Ночлег устроили в одной бане, расположенной поблизости от дороги. В соответствии с распределёнными обязанностями приготовлением вкусной пищи занималась Татьяна Михайловна, чистоту пищеблока контролировала медик Нина Михайловна. Главным запевалой на вечерних стоянках была Татьяна. Музыкальное сопровождение осуществлял Валентин. Они же, Головины и Нестеровы, на высоком исполнительском уровне пели песню про блоху. Не обходилось и без плясок. Однажды на одной из остановок при мытье посуды у ручья упала в воду Татьяна, и мы основательно перепугались, однако всё кончилось благополучно. В г. Архангельске в силу вступила приобретённая турпутевка. Нас разместили в прекрасной гостинице «Беломорская», автомашины определили на гостиничную стоянку. Лес и море уже несколько столетий определяют жизнь Архангельска. Трижды в этом городе бывал Пётр I. Архангельск протянулся по обоим берегам реки Северной Двины почти на 40 километров. Мы познакомились с богатейшими музеями, с художественными и историческими памятниками. Пробыв несколько дней в Архангельске, мы отправились на турбазу на озере Сии. По пути состоялась экскурсия в Холмогоры, музей им. М.В. Ломоносова. На турбазе мы увлекались рыбалкой, совершали лодочные прогулки с аккордеоном на борту, купались, загорали, ходили в баню. Царило полное веселье с рассказами, песнями и плясками, особенно в период белых ночей. Предвидя последующее путешествие на Соловецкие острова, и зная, что там может состояться отменная рыбалка, мы запаслись на Сии дождевыми червями для наживки. Нам предстояло лететь самолётом. Перед полётом мы познакомились с группой калининских учителей, одна из туристок этой группы очень боялась садиться в самолёт. В аэропорту на таможне произошёл неприятный случай: у трезвенника Нестерова Г.А. отобрали литр спрятанного спирта. Мы оказались не очень-то предусмотрительными. К тому же мы зря везли с собой и наживку, рыбацкие сапоги и др. снаряжение, там всего этого оказалось предостаточно. На Соловках в течение недели мы успели осмотреть каменные стены, ширина которых у основания достигает 6 метров, Спасо-Преображенский мужской монастырь (известен как Соловецкий), гидротехнические сооружения (несколько десятков озёр соединяются в «питьевую» систему) и большие, выложенные из камня садки для разведения рыбы. При осмотре Ботанического сада нас заворожили цветущие розы. Это за полярным то кругом! Мы осмотрели лабиринты, дамбы, «танцующие» берёзки, побывали у «Переговорного камня», где проходили переговоры настоятеля Соловецкого монастыря с представителем англо-французской эскадры в 1885 году. Не один раз мы посещали каменную морскую гавань (в годы войны там размещалась школа юнг), ездили на лодках на Секир Гору, где до войны была детская колония, осмотрели почти все скиты и казематы с начертанными именами томившихся в них предков. Мы познакомились с единственным в стране местом добычи особых водорослей, используемых в парфюмерной промышленности. Естественно, мы не раз выходили на рыбалку и небезуспешно. Отличился Бородулин Л.Ф., он на толстое самодельное удилище мастерски вылавливал плотву. Очень образно о Соловецком архипелаге рассказала наша славная поэтесса Н.М. Нестерова.
... А на острове огромном сколь хватало наших взор Было множество
строений
Кремль стоит там долго, вечно, Рождён в муках и страстях, Этот Кремль,
друзья, конечно
Белизною стен сверкая, Позолотой
куполов,
А за стенами
глухими
Полное описание
Ниной Михайловной Соловецких островов, а также мой первый «труд» о путешествии
на Север мы коллективно обсуждали в декабре 1984 года, готовясь к следующему путешествию. При этом обычно
проходил просмотр фотографий и слайдов, Наступил июль 1985 года. Мы совершили путешествие по Волго-Балтийскому каналу на теплоходе от г. Вологды до г. Вытегра и обратно. В состав группы помимо стойких туристов Нестеровых, Головиных и меня с Лидой вошли новые друзья: подруга Головиных Антонина, а также известные в области врачи Соколов Александр Владимирович и Арбузов Юрий Александрович. Всего 9 человек на 4-х автомобилях. В пути на Вологду мы однажды остановились на ночлег у речки, а утром не могли на автомашинах подняться наверх до большой дороги ввиду крутого подъёма. Пришлось искать трактор и расплачиваться спиртным. В Вологде случилось настоящее ЧП: на автомобилях мы лихо въехали к входу в музей, несмотря на запрещающие знаки. Там же размещался Госбанк. Мы быстренько оставили машины и прошли в музей. Охрана Госбанка, заподозрив «неладное», сразу же начала нас искать, пришла в музей, и экскурсия прервалась. Происшествие закончилось объяснениями. Затем в соответствии с ранее имевшейся договорённостью с Вологодским УКГБ мы определили под присмотр наши автомобили и отправились в порт на посадку в теплоход «Артём Коровин». Полную экскурсию по Вологде мы получили после возвращения из плавания. Вологда - это ворота древнего Севера, первое упоминание о городе относится к 1147 году, примерно, как и Твери. В 17 веке возле Софийского собора в центре города возник Вологодский кремль, а ранее на окраине города сложился один из самых гармоничных архитектурных ансамблей на Севере - Спасо-Прилуцкий монастырь. В Вологде бывал Пётр I. В 19 веке город превращается в «подстоличную Сибирь», куда ссылали видных революционеров. В 1913-1914 гг. в ссылке находилась М.И. Ульянова (сестра В.И. Ленина) с матерью. Вологодская земля дала немало видающихся деятелей науки, литературы, искусства. Среди них - физиолог Н. Введенский, поэт К. Батюшков, художник В. Верещагин, видный авиаконструктор С. Ильюшин, маршал И. Конев, космонавт П. Беляев. В период путешествия на теплоходе мы с экскурсиями ознакомились с внутренним убранством Ферапонтова монастыря, в котором сохранились фрески Дионисия, обошли стены и башни Кирилло-Белозёрского историко-архитектурного музея-заповедника. У древних стен монастыря на водной глади Белого озера мы ловили рыбу. Определённые моменты из всей поездки отражены в заметке "По Русскому Северу". Пасмурно-дождливым днем старенький теплоход «Артем Коровин» отошел от скромной пристани города Вологды. Он медленно, словно нехотя, развернулся на узком фарватере реки, заставленной мелкими суденышками, и повез нас — группу калининских туристов — по русскому Северу. Проплыли строгие очертания Спасо-Прилуцкого монастыря XVI века, берега с зелеными рощами, и пошла река Сухона извиваться меж заливных лугов. Постепенно берега все больше и больше загромождались лесом, плотами. Сползали сумерки, и как-то незаметно подкралась вологодская белая ночь: серое небо висело над головой, и влажно-прохладный ветер накидал на воду множество морщин и осыпая холодком огни бакенов и береговых створов. Начался Северо-Двинский канал, построенный еще в прошлом веке. Деревянными шлюзами, сработанными со знанием плотницкого искусства, теплоход поднимался все выше и выше и, наконец, вошел в Сиверское озеро, откуда открылась величественная панорама архитектурных памятников — настоящего города соборов и церквей, который складывался в течение трех веков. Все выше и выше
поднимался шлюзами «Артем Коровин», направляясь по Белому озеру к древнейшему
городу Севера – Белозерску. Этот город
богат древними памятниками. Пройдя Белозерск, теплоход стал На обратном пути небо прояснилось. И вот пришло утро, впервые отрекшееся от печали пасмурных дней. Озера и реки покрылись кудрявым белым туманом, а ветерок накинул мелкую рябь на воду. «Артем Коровин» возвращался в Вологду - ворота, древнего Севера. Прощай, Север, с твоими многочисленными монастырями и церквами, возведенными талантливым русским народом, который и сегодня продолжает строить. Только не храмы и церкви, а большие и красивые города. Встречи с северянами на всю жизнь запомнятся всем, кто побывал там. В этот день колонна разделилась, Когда же встретимся теперь, Большая часть пошла на Углич, А мужской дуэт на Тверь.
Сегодня мы итог подводим, Сердце рвётся на простор, Мысль готова утвердиться На поездку в Командор. (сентябрь 1985г)
Надо сказать, что до Углича в тот раз мы не доехали, осмотрели его достопримечательности в другое время. А в упоминаемом Залесске мы провели в тот раз целый день. Посетили два музея, в том числе музей Петра I с историей его потешного войска на Плещеевом озере. Лето 1986 года сложилось весьма неблагоприятным для длительного путешествия. Хотя предусматривалось дикарями поехать в Волжскую Ахтубу у города Сталинграда. Причины были следующие: во-первых, в конце мая в больницу попала супруга в связи с аллергическим заболеванием, которое привело к отёчности коры головного мозга и резкому понижению зрения. Вовремя подключился сын Володя и с помощью врачей института Бурденко было проведено исследование японским томографом. К всеобщему удовлетворению ничего злокачественного не обнаружили, и специальными медицинскими препаратами болезнь погасили. Во-вторых, в связи с Чернобыльской катастрофой к нам из Киева прибыли Жученковы Клавдия Ивановна и Дмитрий Григорьевич, которые провели на даче около 2 месяцев. Оставить их одних мы не могли. Здесь уместно сказать, что через пару лет мы вместе с Анютой нанесли визит к Жученковым в Киев. Мы пробыли там первомайские праздники, осмотрели городские памятники, побывали в парках, покатались на катере по Днепру. Особое впечатление осталось от экскурсии по Киево-Печорской лавре, в том числе по её подземельям. Любительскую автомобильную поездку мы совершили лишь в начале сентября на Бородинское поле. Мы выезжали с ночлегом на природе в составе 4 экипажей (Нестеровых, Головиных и нас, а также вновь привлечённой четы Егоровых, Анны Семёновны -медицинского лаборанта и Юрия Михайловича - техника-механизатора). На Бородинском поле мы осмотрели памятники и обелиски, редуты и флеши, побывали в музее, где находятся портреты героев Отечественной войны 1812 года, гравюры, реликвии, а также штандарты отдельных полков. Поблизости от музея нашим взорам представились пушки, ядра к ним, а главное, памятник М.И. Кутузову. В те дни мы мысленно хотели сопоставить характер сражений двух Отечественных войн, особенно когда мы посетили поле боя в Дубосеково, где герои-панфиловцы в 1941 году остановили фашистские танки. Память участникам этого боя увековечена в строгом торжественном мемориале: герои-панфиловцы высечены из камня и во весь рост стоят у брустверов окопов того времени. Эта поездка в Бородино укрепила наше желание обязательно поехать на 175-летие Бородинской битвы, т.е. 5 сентября 1987 года. В этот день рано утром мы заняли удобное место для обозрения имитированного Бородинского сражения. Показано было всё: пушечные стрельбы, рукопашные бои, действия конниц с охватом флангов и т.п. Поле покрылось сплошным дымом, в котором мелькали доспехи русских и «французских» воинов, их обмундирование и снаряжение были представлены формой тех времён. Впечатления остались незабываемые. На память мы приобрели по большой красочной книге с описанием подробностей войны 1812 года. Летом 1987 года мы совершили путешествие на теплоходе от города Казани до г. Уфы по рекам Каме и её притоку Белой. До Казани мы ехали на своих автомашинах, которые потом в соответствии с договорённостью оставили на территории одной из пожарных частей Татарии. На теплоходе мы посетили Елабугу, где осмотрели многокилометровые конвейеры Камазов, побывали в музее М. Цветаевой. Затем мы делали остановку в совершенно новом городе Набережные Челны, где у нас также была экскурсия. В городе Уфе с экскурсией осмотрели центр города с памятником Салавату Юлаеву, побывали в музее (как известно, башкиры во главе с Юлаевым участвовали в крестьянской войне 1773-1775гг. под предводительством Е. Пугачёва). На этом же теплоходе мы посетили центр Чувашии город Чебоксары, где по просьбе женщин побывали в церкви. У замечательного памятника Чапаеву мы сфотографировались, а в магазине купили набор книг в хорошем переплёте о В.И. Чапаеве и Ф.Э. Дзержинском. На обратном пути из Казани в Калинин произошла серьёзная заминка на одном из постов ГАИ. Наши автомобили были подвергнуты тщательному досмотру. У машины Головина В.В. обнаружили несоответствие номера двигателя с данными технического паспорта. Расхождение лишь на одну единицу, но пришлось объясняться и предъявлять удостоверение начальника отдела УКГБ. Сотрудника ГАИ можно было понять, они разыскивали угнанные машины. В 1988 году мы предприняли интереснейшую поездку на турбазу «Мещеры» в Рязанской области. В составе тургруппы были те же энтузиасты: Нестеровы, Головины, я с супругой, а также новички - мой старый сослуживец Щербаков Николай Владимирович с женой Валентиной Михайловной, замечательной певицей. В период с 26 июля по 4 августа с турбазы было совершено по реке Пре лодочное туристическое путешествие первой категории сложности. Протяжённость путешествия 20 км с преодолением серьёзных естественных препятствий с ночлегами в полевых условиях (об этом нам вручили потом специальные справки). На турбазе нам выдали полный продовольственный рацион (запомнилось целое ведро сливочного масла) и вещевое довольствие (палатки, спальные мешки, рукавицы для гребли и т.п.). Поднимаясь вверх по речке, мы пытались безаварийно преодолеть водные преграды: стремительное, почти водопадное течение, пороги и т.п., но безуспешно. Много раз некоторых из нас выбрасывало из лодок, прежде чем мы добирались до водной глади. Как-то незаметно в те дни на нас обрушился мощный солнечный загар, обгорели даже губы. Мужчины вынуждены были отрастить бороды, а губы защищать губной помадой. Всё это было запечатлено на фотоплёнке, которую потом по итогам года просматривали на квартире Нестеровых - главных вдохновителей и организаторов наших туристических свершений. В те дни всё время стоянки были сравнительно удачными рыбацкими зорьками. Женщины успели посетить расположенную невдалеке красивую церковь. При возвращении с турбазы ввиду неисправности моего автомобиля, пришлось в городе Рязани обращаться к моему бывшему сослуживцу Koзуро А.К., который помог провести в гараже УКГБ осмотр автомобиля и получить рекомендации. Оказывается, вышел из строя диск сцепления и требовалась его замена. Однако мы понадеялись на авось, и я доехал лишь от Рязани до Москвы. А до Калинина меня на тросе тянул уже Нестеров Г.А. При отчёте о поездках за 1988 год на квартире Нестеровых было принято решение совершить путешествие в июле 1989 года на плотах по реке Вятке Кировской области. Определили желающих и собрали деньги на путёвки. В состав группы вошли чета Нестеровых, Сапожниковых с внучкой Аней (ей исполнилось 10 лет), Головин В.В. с восьмилетним внуком Максимом, и вновь вовлечённый в туристский коллектив Мордасов Иван Александрович, член нашего садоводческого товарищества, с молодой женой Верой и приёмной дочерью Светой. |
Copyright MyCorp © 2024 |