Персональный сайт Сапожникова Михаила Ивановича
Дороги жизни(9)
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.05.2024, 20:41


IX. Пора путешествий.

 

Считаю необходимым отметить, что все мои летние отпуска в период работы в ин­ституте были заняты путешествиями. Об этом следует рассказать особо.

Первая памятная поездка на своих автомобилях состоялась в Карелию летом 1983 года в составе четы Горянинских, Нестеровых, Головиных: Татьяны Михайловны, прора­ба-строителя, Валентина Васильевича, управленца мелиорации, их дочери Марины и нас с супругой. В то время в Петрозаводске начальником 2-го отдела работал мой бывший за­меститель Н.В. Щербаков. С ним по телефону мы обговорили заранее маршрут следования по Карелии и вопросы сохранности автомобилей на период плавания по Онежскому и Ладожскому озёрам. В Петрозаводске ночевать мы остановились на его даче на берегу большого красивого озера. Мы подготовили праздничный ужин из ранее пойманных им щук, устроили шумное веселье под аккордеон  В.В. Головина. На даче и в её окружении кроме нас никого не было, и мы чувствовали себя совершенно раскованно. А днём на катере мы проследовали в Кижи. Осмотрели Преображенскую и Покровскую церкви, по­стройки 2-й половины 18 века, часовни Спаса, Михаила Архангела и другие заповедные места. На другой день по пути на город Сартавала мы остановились у чуда природы во­допада Кивач.

На третий день, оставив на погранпункте свои автомобили, мы из Сартавала от­правились катером на остров Валаам, который известная писательница Мариэтта Шагинян назвала жемчужиной Ладоги. И действительно, нас всех заворожили неприступный кордон скал, внутренние озёра, серебристые нити каналов, пенная мощь Ладожского озе­ра. Поэтичны и Валаамские ландшафты, столетние деревья, образующие живописные ал­леи, своеобразные мосты Валаама. Необходимо заметить, что в прошлые века на голые камни острова насыпали привезённую с материка землю, и на ней разводили сады, выса­живали редкие на севере деревья.

В Воскресенском («Красном») ските нам отвели большую комнату, где мы жили в течение 3-х дней. Днём помимо осмотра достопримечательностей занимались рыбалкой на Ладоге. Я впервые ловил на удочку довольно-таки сильную рыбу сиг. На маленьком озер­ке острова мы наловили ведро окуней и во дворе скита сварили ушицу. Ну и вкусна же она была! При возвращении с Валаама издали мы видели Преображенский собор, в переобо­рудованных помещениях которого коротали жизнь тяжело раненые инвалиды ВОВ, не нашедшие или отказавшиеся от домашнего приюта.

Пересев в Сартавала на свои автомашины, мы двинулись в обратный путь. Запом­нилось маленькое происшествие. Головин В.В. после зелёной остановки в лесу забыл по­садить в салон свою супругу и дочь, проехав примерно пару километров, обнаружил, что едет один. От своего же смеха он буквально вывалился из автомашины, а затем раз­вернулся и поехал за семьёй. Мы следовали рядом, сразу же зафиксировали промашку Ва­лентина, и затем также от души повеселились.

Надо заметить, что последующие путешествия планировались заблаговременно, примерно за полгода. Нестеров Г.А., как главный руководитель, заранее связывался с ту­ристическими фирмами северных городов, рассматривал всевозможные варианты и отби­рал самый приемлемый курс, который потом утверждался на общем собрании. Подробно отрабатывался путь следования, определялся состав «экспедиции», снаряжение, запас продовольствия (в том числе спиртного), музыкальное сопровождение и т.д. При этом мы начали ориентироваться на приобретение конкретных путёвок, своевременную их оплату в целях обеспечения гарантированного выезда всех согласившихся участников.

В 1984 году нами был выбран на июль, пожалуй, самый лучший маршрут: Архан­гельск, Соловки, турбаза на озере Сии, расположенная недалеко от родины М.В. Ломоно­сова. В состав туристической группы вошли: Головины с сыном и дочерью, Бородулины, Галина Александровна и Леонид Фёдорович, ответственные работники райкома и облис­полкома, Нестеров Г.А. с супругой Ниной Михайловной и я с Лидией Ивановной.

Во время следования через г. Ярославль на Вологду в течение суток лил непрерыв­ный дождь. В пос. Даниловское, проезжая по находившимся под водой рытвинам, чуть было не остались без колёс. Съехать с трассы было невозможно, останавливались для приёма пищи в дорожных лесорубных беседках. Ночлег устроили в одной бане, располо­женной поблизости от дороги.

В соответствии с распределёнными обязанностями приготовлением вкусной пищи занималась Татьяна Михайловна, чистоту пищеблока контролировала медик Нина Ми­хайловна. Главным запевалой на вечерних стоянках была Татьяна. Музыкальное сопрово­ждение осуществлял Валентин. Они же, Головины и Нестеровы, на высоком исполнитель­ском уровне пели песню про блоху. Не обходилось и без плясок.

Однажды на одной из остановок при мытье посуды у ручья упала в воду Татьяна, и мы основательно перепугались, однако всё кончилось благополучно.

В г. Архангельске в силу вступила приобретённая турпутевка. Нас разместили в прекрасной гостинице «Беломорская», автомашины определили на гостиничную стоянку.

Лес и море уже несколько столетий определяют жизнь Архангельска. Трижды в этом городе бывал Пётр I. Архангельск протянулся по обоим берегам реки Северной Двины почти на 40 километров. Мы познакомились с богатейшими музеями, с художественными и историческими памятниками.

Пробыв несколько дней в Архангельске, мы отправились на турбазу на озере Сии. По пути состоялась экскурсия в Холмогоры, музей им. М.В. Ломоносова. На турбазе мы увлекались рыбалкой, совершали лодочные прогулки с аккордеоном на борту, купались, загорали, ходили в баню. Царило полное веселье с рассказами, песнями и плясками, осо­бенно в период белых ночей.

Предвидя последующее путешествие на Соловецкие острова, и зная, что там может состояться отменная рыбалка, мы запаслись на Сии дождевыми червями для наживки. Нам предстояло лететь самолётом. Перед полётом мы познакомились с группой калинин­ских учителей, одна из туристок этой группы очень боялась садиться в самолёт.

В аэропорту на таможне произошёл неприятный случай: у трезвенника Нестеро­ва Г.А. отобрали литр спрятанного спирта. Мы оказались не очень-то предусмот­рительными. К тому же мы зря везли с собой и наживку, рыбацкие сапоги и др. снаря­жение, там всего этого оказалось предостаточно.

На Соловках в течение недели мы успели осмотреть каменные стены, ширина ко­торых у основания достигает 6 метров, Спасо-Преображенский мужской монастырь (из­вестен как Соловецкий), гидротехнические сооружения (несколько десятков озёр соединя­ются в «питьевую» систему) и большие, выложенные из камня садки для разведения ры­бы. При осмотре Ботанического сада нас заворожили цветущие розы. Это за полярным то кругом!

Мы осмотрели лабиринты, дамбы, «танцующие» берёзки, побывали у «Переговор­ного камня», где проходили переговоры настоятеля Соловецкого монастыря с представи­телем англо-французской эскадры в 1885 году. Не один раз мы посещали каменную мор­скую гавань (в годы войны там размещалась школа юнг), ездили на лодках на Секир Гору, где до войны была детская колония, осмотрели почти все скиты и казематы с начертан­ными именами томившихся в них предков. Мы познакомились с единственным в стране  местом добычи особых водорослей, используемых в парфюмерной промышленности. Ес­тественно, мы не раз выходили на рыбалку и небезуспешно. Отличился Бородулин Л.Ф., он на толстое самодельное удилище мастерски вылавливал плотву.

Очень образно о Соловецком архипелаге рассказала наша славная поэтесса Н.М. Нестерова.

 

                                 ... А на острове огромном

                                сколь хватало наших взор

                                Было множество строений
                                И полтысячи озёр.

 

                                Кремль стоит там долго, вечно,

                                Рождён в муках и страстях,

                                Этот Кремль, друзья, конечно
                                Был построен на костях.

 

                                Белизною стен сверкая,

                                Позолотой куполов,
                                В синем небе где-то таял
                                Звон литых колоколов.

 

                                А за стенами глухими
                                Раздавался глухой стон.
                                Лихой гетман Украины
                                Был на век там заточён...

 

Полное описание Ниной Михайловной Соловецких островов, а также мой первый «труд» о путешествии на Север мы коллективно обсуждали в декабре 1984 года, готовясь к  следующему путешествию. При этом обычно проходил просмотр фотографий и слайдов,
не обходилось и без песни.

Наступил июль 1985 года. Мы совершили путешествие по Волго-Балтийскому ка­налу на теплоходе от г. Вологды до г. Вытегра и обратно. В состав группы помимо стой­ких туристов Нестеровых, Головиных и меня с Лидой вошли новые друзья: подруга Голо­виных Антонина, а также известные в области врачи Соколов Александр Владимирович и Арбузов Юрий Александрович. Всего 9 человек на 4-х автомобилях.

В пути на Вологду мы однажды остановились на ночлег у речки, а утром не могли на автомашинах подняться наверх до большой дороги ввиду крутого подъёма. Пришлось искать трактор и расплачиваться спиртным. В Вологде случилось настоящее ЧП: на авто­мобилях мы лихо въехали к входу в музей, несмотря на запрещающие знаки. Там же раз­мещался Госбанк. Мы быстренько оставили машины и прошли в музей. Охрана Госбанка, заподозрив «неладное», сразу же начала нас искать, пришла в музей, и экскурсия прерва­лась. Происшествие закончилось объяснениями.

Затем в соответствии с ранее имевшейся договорённостью с Вологодским УКГБ мы определили под присмотр наши автомобили и отправились в порт на посадку в тепло­ход «Артём Коровин».

Полную экскурсию по Вологде мы получили после возвращения из плавания. Вологда - это ворота древнего Севера, первое упоминание о городе относится к 1147 году, примерно, как и Твери. В 17 веке возле Софийского собора в центре города воз­ник Вологодский кремль, а ранее на окраине города сложился один из самых гармонич­ных архитектурных ансамблей на Севере - Спасо-Прилуцкий монастырь. В Вологде бы­вал Пётр I. В 19 веке город превращается в «подстоличную Сибирь», куда ссылали видных революционеров. В 1913-1914 гг. в ссылке находилась М.И. Ульянова (сестра В.И. Ленина) с матерью. Вологодская земля дала немало видающихся деятелей науки, литературы, ис­кусства. Среди них - физиолог Н. Введенский, поэт К. Батюшков, художник В. Вереща­гин, видный авиаконструктор С. Ильюшин, маршал И. Конев, космонавт П. Беляев.

В период путешествия на теплоходе мы с экскурсиями ознакомились с внутренним убранством Ферапонтова монастыря, в котором сохранились фрески Дионисия, обошли стены и башни Кирилло-Белозёрского историко-архитектурного музея-заповедника. У древних стен монастыря на водной глади Белого озера мы ловили рыбу.

Определённые моменты из всей поездки отражены в заметке "По Русскому Северу".

Пасмурно-дождливым днем старенький теплоход «Артем Коровин» отошел от скром­ной пристани города Волог­ды. Он медленно, словно не­хотя, развернулся на узком фарватере реки, заставленной мелкими суденышками, и повез нас — группу кали­нинских туристов — по русскому Северу.

Проплыли строгие очерта­ния Спасо-Прилуцкого мо­настыря XVI века, берега с зелеными рощами, и пошла река Сухона извиваться меж заливных лугов. Постепенно берега все больше и больше загромождались лесом, плотами.

Сползали сумерки, и как-то незаметно подкралась во­логодская белая ночь: серое небо висело над голо­вой, и влажно-прохладный ветер накидал на воду мно­жество морщин и осы­пая холодком огни бакенов и береговых створов. Начался Северо-Двинский канал, построенный еще в прошлом веке.  Деревянными шлюзами, сработанными со знанием плот­ницкого искусства, теплоход поднимался все выше и выше и, наконец, вошел в Сиверское озеро, откуда открылась величественная панорама архитектурных памятников — настоящего города соборов и церквей, который складывался в тече­ние трех веков.

Все выше и выше поднимался шлюзами «Артем Коровин», направляясь по Белому озеру к древнейшему городу Севера – Белозерску.  Этот город богат древни­ми памятниками. Пройдя Белозерск, теплоход стал
опускаться вниз шлюзами уже Волго-Балтийского канала, направляясь  к конечной точке нашего путешествия – городу Вытегре.

На обратном пути небо прояснилось. И вот пришло утро, впервые отрекшееся от печали пасмурных дней. Озера и реки покрылись кудрявым белым туманом, а ветерок накинул мелкую рябь на воду.

«Артем Коровин» возвра­щался в Вологду - ворота, древнего Севера.      Прощай, Север, с твоими многочисленными монастырями и церк­вами,        возведенными та­лантливым русским  народом, который  и сегодня продолжает строить. Только не храмы  и  церкви,  а большие и красивые   города.    Встречи с северянами  на   всю жизнь запомнятся всем, кто побывал там.

В этот день колонна разделилась,

Когда же встретимся теперь,

Большая часть пошла на Углич,

А мужской дуэт на Тверь.

 

Сегодня мы итог подводим,

Сердце рвётся на простор,

Мысль готова утвердиться

На поездку в Командор.

(сентябрь 1985г)

 

Надо сказать, что до Углича в тот раз мы не доехали, осмотрели его достоприме­чательности в другое время. А в упоминаемом Залесске мы провели в тот раз целый день. Посетили два музея, в том числе музей Петра I с историей его потешного войска на Плещеевом озере.

Лето 1986 года сложилось весьма неблагоприятным для длительного путешествия. Хотя предусматривалось дикарями поехать в Волжскую Ахтубу у города Сталинграда. Причины были следующие: во-первых, в конце мая в больницу попала супруга в связи с аллерги­ческим заболеванием, которое привело к отёчности коры головного мозга и резкому по­нижению зрения. Вовремя подключился сын Володя и с помощью врачей института Бур­денко было проведено исследование японским томографом. К всеобщему удовлетворе­нию ничего злокачественного не обнаружили, и специальными медицинскими препарата­ми болезнь погасили. Во-вторых, в связи с Чернобыльской катастрофой к нам из Киева прибыли Жученковы Клавдия Ивановна и Дмитрий Григорьевич, которые провели на даче около 2 месяцев. Оставить их одних мы не могли. Здесь уместно сказать, что через пару лет мы вместе с Анютой нанесли визит к Жученковым в Киев. Мы пробыли там пер­вомайские праздники, осмотрели городские памятники, побывали в парках, покатались на катере по Днепру. Особое впечатление осталось от экскурсии по Киево-Печорской лавре, в том числе по её подземельям.

Любительскую автомобильную поездку мы совершили лишь в начале сентября на Бородинское поле. Мы выезжали с ночлегом на природе в составе 4 экипажей (Нестеро­вых, Головиных и нас, а также вновь привлечённой четы Егоровых, Анны Семёновны -медицинского лаборанта и Юрия Михайловича - техника-механизатора). На Бородин­ском поле мы осмотрели памятники и обелиски, редуты и флеши, побывали в музее, где находятся портреты героев Отечественной войны 1812 года, гравюры, реликвии, а также штандарты отдельных полков. Поблизости от музея нашим взорам представились пушки, ядра к ним, а главное, памятник М.И. Кутузову.

В те дни мы мысленно хотели сопоставить характер сражений двух Отечественных войн, особенно когда мы посетили поле боя в Дубосеково, где герои-панфиловцы в 1941 году остановили фашистские танки. Память участникам этого боя увековечена в строгом торжественном мемориале: герои-панфиловцы высечены из камня и во весь рост стоят у брустверов окопов того времени.

Эта поездка в Бородино укрепила наше желание обязательно поехать на 175-летие Бородинской битвы, т.е. 5 сентября 1987 года. В этот день рано утром мы заняли удобное место для обозрения имитированного Бородинского сражения. Показано было всё: пу­шечные стрельбы, рукопашные бои, действия конниц с охватом флангов и т.п. Поле по­крылось сплошным дымом, в котором мелькали доспехи русских и «французских» воинов, их об­мундирование и снаряжение были представлены формой тех времён. Впечатления оста­лись незабываемые. На память мы приобрели по большой красочной книге с описанием подробностей войны 1812 года.

Летом 1987 года мы совершили путешествие на теплоходе от города Казани до г. Уфы по рекам Каме и её притоку Белой. До Казани мы ехали на своих автомашинах, ко­торые потом в соответствии с договорённостью оставили на территории одной из пожар­ных частей Татарии. На теплоходе мы посетили Елабугу, где осмотрели многокилометро­вые конвейеры Камазов, побывали в музее М. Цветаевой.

Затем мы делали остановку в совершенно новом городе Набережные Челны, где у нас также была экскурсия.

В городе Уфе с экскурсией осмотрели центр города с памятником Салавату Юлаеву, побывали в музее (как известно, башкиры во главе с Юлаевым участвовали в крестьян­ской войне 1773-1775гг. под предводительством Е. Пугачёва).

На этом же теплоходе мы посетили центр Чувашии город Чебоксары, где по просьбе женщин побывали в церкви. У замечательного памятника Чапаеву мы сфотогра­фировались, а в магазине купили набор книг в хорошем переплёте о В.И. Чапаеве и Ф.Э. Дзержинском.

На обратном пути из Казани в Калинин произошла серьёзная заминка на одном из постов ГАИ. Наши автомобили были подвергнуты тщательному досмотру. У машины Головина В.В. обнаружили несоответствие номера двигателя с данными технического паспорта. Расхождение лишь на одну единицу, но пришлось объясняться и предъявлять удостоверение начальника отдела УКГБ. Сотрудника ГАИ можно было понять, они разы­скивали угнанные машины.

В 1988 году мы предприняли интереснейшую поездку на турбазу «Мещеры» в Ря­занской области. В составе тургруппы были те же энтузиасты: Нестеровы, Головины, я с супругой, а также новички - мой старый сослуживец Щербаков Николай Владимирович с женой Валентиной Михайловной, замечательной певицей.

В период с 26 июля по 4 августа с турбазы было совершено по реке Пре лодочное туристическое путешествие первой категории сложности. Протяжённость путешествия 20 км с преодолением серьёзных естественных препятствий с ночлегами в полевых условиях (об этом нам вручили потом специальные справки). На турбазе нам выдали полный про­довольственный рацион (запомнилось целое ведро сливочного масла) и вещевое доволь­ствие (палатки, спальные мешки, рукавицы для гребли и т.п.). Поднимаясь вверх по речке, мы пытались безаварийно преодолеть водные преграды: стремительное, почти водопад­ное течение, пороги и т.п., но безуспешно. Много раз некоторых из нас выбрасывало из лодок, прежде чем мы добирались до водной глади. Как-то незаметно в те дни на нас об­рушился мощный солнечный загар, обгорели даже губы. Мужчины вынуждены были от­растить бороды, а губы защищать губной помадой. Всё это было запечатлено на фото­плёнке, которую потом по итогам года просматривали на квартире Нестеровых - главных вдохновителей и организаторов наших туристических свершений. В те дни всё время сто­янки были сравнительно удачными рыбацкими зорьками. Женщины успели посетить распо­ложенную невдалеке красивую церковь.

При возвращении с турбазы ввиду неисправности моего автомобиля, пришлось в городе Рязани обращаться к моему бывшему сослуживцу Koзуро А.К., который помог провести в гараже УКГБ осмотр автомобиля и получить рекомендации. Оказывается, вы­шел из строя диск сцепления и требовалась его замена. Однако мы понадеялись на авось, и я доехал лишь от Рязани до Москвы. А до Калинина меня на тросе тянул уже        Нестеров Г.А.

     При отчёте о поездках за 1988 год на квартире Нестеровых было принято решение совершить путешествие в июле 1989 года на плотах по реке Вятке Кировской области. Оп­ределили желающих и собрали деньги на путёвки. В состав группы вошли чета Нестеро­вых, Сапожниковых с внучкой Аней (ей исполнилось 10 лет), Головин В.В. с восьмилет­ним внуком Максимом, и вновь вовлечённый в туристский коллектив Мордасов Иван Александрович, член нашего садоводческого товарищества, с молодой женой Верой и приёмной дочерью Светой.

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz